Webmaster - Ковалев Александр ENGLISH Webmaster - Ковалев Александр
Webmaster - Ковалев Александр
главнаяпоискконтакты Webmaster - Ковалев Александр
Webmaster - Ковалев Александр
основы кейс-метода

Содержание занятия

Методологическое содержание кейс-метода (части 1-2)

Имитационные игры и кейс-метод

Методические аспекты презентации и оценки (части 1-2)
Методологическое содержание кейс-метода (часть 2)

Проблемный метод отличается тем, что формирует проблемный подход к действительности, без которого не может сложиться конструктивизм, предполагающий способность к разрешению проблем. Дело в том, что проблему надо увидеть, диагностировать, а уже потом формировать варианты решения.

Метод классификаций относится к числу важнейших методов научного познания. Он определял целые эпохи в развитии науки. В обучении классификация играет особую роль, выступая средством сущностного понимания изучаемого и его системного видения. Кейс-метод предполагает использование разнообразных классификаций. Наибольший интерес могут представлять классификации проблем и способов их решения, классификации факторов, которые определяют анализируемую ситуацию и т.п.

«Мозговая атака» была предложена в конце 30-х гг. А.Осборном как групповой метод решения проблем. К концу ХХ ст. она приобрела особую популярность в практике управления и обучения не только как самостоятельный метод, но и как некоторое вкрапление в процесс деятельности с целью усиления её продуктивности.

По нашему мнению, в процессах обучения "мозговая атака" выступает в качестве важнейшего средства развития творчества обучаемых. Мы считаем, что она включает в себя три фазы:

Первая фаза представляет собой вхождение в психологическую раскованность, отказ от стереотипности, страха показаться смешным и неудачником. Достигается созданием благоприятной психологической обстановки и взаимного доверия, когда идеи теряют авторство, становятся общими. Основная задача этой фазы – успокоиться и расковаться.

Вторая фаза – это собственно атака. Её задача породить поток, лавину идей. Она осуществляется по следующим принципам:

1. Есть идея,– говорю, нет идеи,– не молчу.

2. Поощряется самое необузданное ассоциирование, чем более дикой покажется идея, тем лучше.

3. Количество предложенных идей должно быть как можно большим.

4. Высказанные идеи разрешается заимствовать и как угодно комбинировать, а также видоизменять, улучшать.

5. Исключается критика, можно высказывать любые мысли без боязни, что их признают плохими, критикующих лишают слова.

6. Не имеют никакого значения социальные статусы участников. Это абсолютная демократия и одновременно авторитаризм сумасшедшей идеи.

7. Все идеи записываются в протокольный список идей.

8. Время высказываний не более 1-2 минут.

Третья фаза представляет собой творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы по правилам:

1. Анализировать все идеи без дискриминации какой-либо из них.

2. Найти место идее в системе и найти систему под идею.

3. «Не умножай сущностей без надобности» («Бритва Оккама»).

4. Не должна нарушаться красота и изящество полученного результата.

5. Должно быть принципиально новое видение.

6. Ищи жемчужину в навозе.

В кейс-методе мозговая атака применяется при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуации, представляется средством повышения активности студентов. В этом смысле она представляется не как инструмент поиска новых решений, хотя и такая её роль не исключена, а как своеобразный запал к бомбе познавательной активности.

Дискуссия занимает центральное место в кейс-методе. Ее целесообразно использовать в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Но самое главное, что важнейшей характеристикой дискуссии является уровень её компетентности, который складывается из компетентности её участников. Неподготовленность студентов к дискуссии делает её формальной, превращает её в процесс вытаскивание ими информации у преподавателя, а не самостоятельное её добывание.

Моделирование представляет собой специфический способ познания сложных объектов посредством некоторого их упрощения. Его базовым понятием является понятие "модели". Несмотря на то, что в науке нет однозначного понимания сущности модели, и насчитывается около трех десятков различных транскрипций этого понятия, большинство авторов сходятся в понимании модели как любого мысленного или знакового образа моделируемого объекта (оригинала), некоторого представителя объекта, который обладает тремя свойствами

Во-первых, он отражает оригинал, но не во всех его качествах, а лишь в тех, которые наиболее существенны с точки зрения целей и задач исследования.

Во-вторых, он обладает свойством замещения, т.е. модель подменяет объект в процессе манипулирования им. Способность к замещению опирается на общность объекта и оригинала.

В-третьих, знания, полученные посредством исследования модели, могут быть перенесены на оригинал.

Мир моделей очень многообразен. Они бывают предметные (физические тела или системы) и мысленные. Классифицируются также по видам патронируемых наук: математические, физические, химические, социологические, экономические и другие модели. По характеру отражения динамики можно выделять статические и динамические модели, по уровню сложности – простые и сложные.

Метод моделирования представляет собой построение и использование модели как некоторого представителя объекта, тождественного ему в существенных основных характеристиках. Но модель проще оригинала, поэтому и появляется возможность её изучения. Структуру моделирования можно представить на основании раскрытия его внутренней логики следующим образом:

Метод моделирования имеет три стороны:

А) Гносеологическую, т.е. форму и сущность отражения объекта некоторым его заменителем – моделью.

Б) Логическую, т.е. совокупность мыслительных операций и приемов, умозаключений по аналогии, которые определяют связь между моделью и оригиналом.

В) Функциональную, т.е. роль модели в сборе, систематизации и объяснении фактов, ее эвристическая функция.

Метод моделирования в анализе ситуаций выполняет несколько ролей:

1. Он выступает средством представления кейса как модели некоторой реальной ситуации, которая характерна для определенной сферы общества. Чем ближе эта модель к реальной ситуации, тем ценнее кейс. Важной проблемой в этой функции модели выступает степень и характер отражения в кейсе реальности. При этом кейс должен отражать реальность с точки зрения наиболее важных ее характеристик и отвлекаться от всех остальных. Поэтому, как модель ситуации, кейс проще самой ситуации, что и делает его принципиально познаваемым. Кейс в этом смысле выступает праксеологической моделью, т.е. моделью действительности.

2. Кейс выступает также моделью преподаваемой учебной дисциплины, её определенного раздела и тем. Он должен быть таким, чтобы позволял использовать и открывать для студента неоднозначное знание. Отсюда кейс выступает познавательной или гносеологической моделью. В нем представлено знание, с одной стороны, нормативное, а, с другой стороны, неоднозначное, вероятностное, стохастическое знание, которое вытекает не из закономерности, а из варианта реализации ситуации. Именно первое, нормативное знание задает практическую сферу кейса, накладывает ограничения на него как на праксеологическую модель. Второй вид знания по сути дела моделирует процессы познавательного творчества студентов.

3. Метод моделирования выступает средством не только конструирования, но и изучения кейса. Анализируя ситуацию, студент вырабатывает свои варианты решения кейса, которые представляют собой процесс стохастического моделирования, постепенного приближения к истине посредством выработки и перебора вариантов, углубления наиболее предпочтительных вариантов. По сути, здесь происходит моделирование по принципу дерева решений, когда конечный ответ не является однозначным решением, а некоторым «пространством» вариантов, близких по сути.

В мышлении участников дискуссии модели выступают как средства познания, когда знание формируется:

во-первых, посредством сравнения с реальной ситуацией;

во-вторых, путем сравнения с содержанием модели кейса;

в-третьих, на путях сравнения с теми моделями, которые выдвигаются другими участниками дискуссии.

Обсуждение кейса с точки зрения модельной методологии представляет собой сложную совокупность так называемых «модельных», «мысленных» экспериментов, в которых неточное, гипотетическое знание, представленное, например, студентом в его модели уточняется другими участниками обсуждения.


Перейти к следующей статье
Перейти к следующей статье
Занятие 5 Занятие 4 Занятие 3 Занятие 2 Занятие 5 Занятие 4 Занятие 3 Занятие 5 Занятие 4 Занятие 5
Этот сертификат вы сможите получить после прохождение всех занятий


Webmaster - Ковалев Александр DESIGN: РОЖКОВА. WEB-MASTER: КОВАЛЕВ   
Project Harmony Bureau of Educational and Cultural Affairs, Department of State Webmaster - Ковалев Александр Webmaster - Ковалев Александр
Webmaster - Ковалев Александр Webmaster - Ковалев Александр
Проект Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США