Webmaster - Ковалев Александр ENGLISH Webmaster - Ковалев Александр
Webmaster - Ковалев Александр
главнаяпоискконтакты Webmaster - Ковалев Александр
Webmaster - Ковалев Александр

Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика.

Юрий Сурмин, заведующий кафедрой философии и социологии государственного управления Днепропетровского регионального института государственного управления Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины, доктор социологических наук, профессор, в 1998 году принял участие в Летней школе по ситуационной методике обучения Центра инноваций и развития в Одессе и стал активным сторонником этого метода обучения, автором трех книг по теории кейс-метода. Его размышления достаточно полно дают ответ на сокровенный вопрос: что же такое кейс-метод?

В вузах предпринималось несколько попыток кардинальных методических преобразований учебного процесса, своеобразных методических революций, которые всякий раз заканчивались ничем. Проблемное обучение, технические средства, структурно-логические схемы, сетевые графики и многое другое каждое в свое время объявлялось универсальным методическим лекарством для выращивания интеллектуально могучих студентов. Но методическая кампания неизбежно проходила, и преподаватель, хотя и несколько инструментально обогащенный, оставался вновь наедине с теми же двумя вечно неразрешимыми проблемами; как в голову студента влить, как в сосуд, катастрофически нарастающий по экспоненте объем информации и каким образом получаемые студентом знания переплавить в профессиональные умения и навыки. Классическая дидактика ответов на эти вопросы увы не давала, да и не могла дать. Педагогика советовала не вливать знания, а зажигать светильник познания. Но от этой гуманистической рекомендации жить легче не становилось. Времени для изложения материала всегда трагически не хватало, профессиональные качества у студентов развивались медленно, ценностная система была инфантильной. В подобном положении находилось абсолютное большинство преподавателей.

С годами мне стало понятно, что дело здесь не столько во мне самом, сколько в том кризисе, в который вступило образование, особенно высшее к концу ХХ столетия. Речь идет не о понимании кризиса, сводящегося к нищете и безденежью, а о принципиальной невозможности обучать студентов прежними методами, - размышлял при обсуждении этой проблемы. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и даже изощренными, что знания в полном объеме стало невозможно передать и соответственно качества на необходимом уровне стало невозможно сформировать традиционными средствами.

Этот кризис образования наиболее сильно назрел в развитых странах. У нас же он пока заслонен социально-экономическим кризисом общества и образования. Нам кажется, что с преодолением социально-экономического кризиса в образовании вообще не будет особых проблем. На самом же деле проблемы только откроются. В западных вузах преподаватели это давно ощутили и стали вырабатывать методы постклассической педагогики и дидактики, и одним из них является метод ситуационного обучения. .

Надо отметить, что идеи этого метода довольно просты. Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик - демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Я довольно долго переосмысливал этот метод, пытаясь "алгеброй гармонию разъять" и понял две истины. Первая истина заключается в том, что этот метод представляет собой начало преодоления кризиса образования в современном мире. Это один из первых ручейков, из которых будут сливаться потоки методической мысли и опыта, формирующие постклассическую систему образования. Для наших постсоветских стран с их трагическими оттенками образовательного кризиса это дополнительно означает появление первого индикатора возможного оздоровления образования,- если преподаватели начинают думать не только о средствах к жизни, но и о методике преподавания, то и у высшей школы есть будущее.

Вторая истина носит личностный, персонифицированный характер. Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя.



назад
Webmaster - Ковалев Александр DESIGN: РОЖКОВА. WEB-MASTER: КОВАЛЕВ   
Project Harmony Bureau of Educational and Cultural Affairs, Department of State Webmaster - Ковалев Александр Webmaster - Ковалев Александр
Webmaster - Ковалев Александр Webmaster - Ковалев Александр
Проект Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США